Целью внедрения системы менеджмента качества (СМК) является достижение успешного функционирования организации в долгосрочной перспективе за счет удовлетворения запросов всех заинтересованных сторон, включая потребителей продукции (услуг), сотрудников и владельцев организации, а также общества в целом.
Основными задачами, решение которых становится возможным при помощи системы менеджмента качества, являются:
- улучшение качества выпускаемой продукции (предоставляемых услуг);
- снижение соответствующих затрат на качество путем применения цикла Деминга, позволяющего устранять причины возникающих несоответствий;
- создание уверенности и доверия у потребителей продукции (услуг), получаемых в результате сертификации системы.
Принципы системы менеджмента качества:
- Ориентация на потребителя – организация следует знать существующие и потенциальные (будущие) потребности своих потребителей.
- Лидерство руководителя – руководитель должен обладать видением и пониманием миссии и необходимости достижения стоящих перед организацией целей.
- Вовлечение персонала – персонал представляет собой основной ресурс организации и является опорой лидера в достижении устойчивого развития.
- Процессный подход – необходимый успех достигается за счет внедрения сети динамичных процессов, позволяющих добиваться установленных целевых показателей.
- Системный подход к управлению – важны все действующие на организацию факторы при управлении деятельностью применительно к качеству.
- Постоянное улучшение – способность адаптироваться под произошедшие и потенциальные изменения в среде существования организации.
- Принятие решений, основанных на фактах – устойчивое развитие организации возможно с использованием фактических результатов, важных для организации.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками – выгодное сотрудничество с поставщиками позволяет организации создавать устойчивые цепи поставок.
Сертификация системы менеджмента качества обеспечивает:
- преимущество в тендерах, конкурсах;
- повышение имиджа компании и уверенности потребителя получить качественную, безопасную продукцию;
- повышение инвестиционной привлекательности;
- оптимизацию внутренних бизнес-процессов;
- повышение эффективности производства за счет снижения издержек;
- повышение вероятности успешной реализации бизнес-планов, достижения целей.
Внедрить СМК в организации возможно как автономно, так и путем интеграции с другими системами управления.
При этом интеграция является перспективной как с точки зрения обеспечения устойчивого развития организации, так и с позиций экономических факторов.