Действия в отношении выданных сертификатов соответствия

Сертификация систем менеджмента на соответствие СТБ ISO 9001-2009, СТБ 18001-2009 осуществляется Органом по сертификации «ЭкспОценка» в соответствии с требованиями ТКП 5.1.05-2012.

При проведении сертификации систем менеджмента обеспечивается конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну организации-заявителя, кроме случаев, когда выпускаемая продукция (выполняемые работы/оказываемые услуги), хозяйственная и иная деятельность организации-заявителя может создать реальную угрозу безопасности жизни, здоровью, наследственности, сохранности имущества и безопасности окружающей среды. В этом случае должны принимаются меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Действия в отношении сертификатов Комментарий
1. Инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента. Орган по сертификации осуществляет плановый инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента организации-заявителя в течение всего срока действия сертификата соответствия на основании соглашения по сертификации и разработанной программы аудита. Периодичность проведения планового инспекционного контроля – один раз в год.
Планируемая дата проведения планового инспекционного контроля доводится органом по сертификации до сведения аудитируемой организации-заявителя заблаговременно.
Порядок проведения инспекционного контроля аналогичен порядку проведения сертификационного аудита системы менеджмента на втором этапе.
В случае выявления при инспекционном контроле несущественных несоответствий организация-заявитель обязана разработать коррекции и корректирующие действия и обеспечить их выполнение в срок не более 60 дней с момента их выявления.
2. Внеплановый инспекционный контроль. Внеплановый инспекционный контроль может проводиться по решению руководителя органа по сертификации в следующих случаях:

  • поступления жалобы на деятельность организации-заявителя, имеющей сертификат соответствия на систему менеджмента;
  • поступления обоснованной информации о возросших претензиях к качеству и безопасности продукции (для СМК), о нарушениях правил охраны труда и несчастных случаях в организации-заявителе (для СУОТ);
  • поступления информации о нарушении требований, установленных в НПА и ТНПА, распространяющихся на деятельность организации-заявителя;
  • неправильного использования сертификата соответствия и знака соответствия;
  • существенного изменения процессов и видов деятельности в организации-заявителе;
  • внесения существенных изменений в документы системы менеджмента, структурную схему организации-заявителя, НПА и ТНПА, и других изменений, которые могут оказать влияние на адекватность и целостность системы менеджмента, на стабильность уровня качества и безопасность продукции (работ/услуг), состояние охраны труда.

Процедура проведения внепланового инспекционного контроля аналогична процедуре проведения планового инспекционного контроля.
3. Повторный сертификационный аудит системы менеджмента. При повторном аудите орган по сертификации рассматривает функционирование системы менеджмента организации-заявителя за период сертификации и включает анализ отчетов по предыдущим инспекционным контролям.
Заявка на проведение повторного аудита системы менеджмента подается организацией-заявителем не менее чем за 90 дн до окончания срока действия сертификата соответствия.
Сертификат соответствия выдается сроком на три года.
4. Приостановление, прекращение или отмену действия сертификата соответствия. Орган по сертификации может временно приостановить (не более чем на 90 дн) действие сертификата соответствия на систему менеджмента в случаях:

  • выявления существенных несоответствий при инспекционном контроле;
  • неустранения в течение 60 дн выявленных при инспекционном контроле несоответствий требованиям ТНПА на систему менеджмента;
  • появления обоснованных претензий и жалоб к безопасности и качеству продукции со стороны потребителей, связанных с нарушением законодательных и обязательных требований;
  • постоянного недостижения результативности системы менеджмента и ее процессов;
  • нарушения правил применения сертификата соответствия, предусматривающих его использование строго в той области деятельности, на которую он получен, и/или в течение срока действия сертификата соответствия;
  • нарушения правил применения знака соответствия сертифицированной системы менеджмента;
  • несоблюдения требований НПА и ТНПА, распространяющихся на деятельность организации-заявителя;
  • просьбы сертифицированной организации-заявителя о приостановлении действия сертификата соответствия.

Орган по сертификации может сократить область действия сертификата соответствия, если эта область не соответствует требованиям ТНПА на систему менеджмента.
5. Информирование о результатах сертификации заинтересованных сторон. В случаях, когда выпускаемая продукция (выполняемые работы/оказываемые услуги), хозяйственная и иная деятельность организации-заявителя может создать реальную угрозу безопасности жизни, здоровью, наследственности, сохранности имущества и безопасности окружающей среды, органом по сертификации принимаются меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
6. Внесение изменений и(или) дополнений в сертификат соответствия. При необходимости расширения области действия сертификата соответствия на систему менеджмента организация-заявитель должна письменно обратиться в орган по сертификации с заявлением на расширение области действия системы менеджмента. Орган по сертификации должен осуществить анализ предоставленной информации и запланировать аудит. Проверка заявленной дополнительной области может проходить в рамках дополнительного аудита или совмещаться с инспекционным контролем. Процедура проведения дополнительного аудита аналогична процедуре второго этапа сертификационного аудита или инспекционного контроля в зависимости от области, заявленной для оценки.
По результатам аудита орган по сертификации принимает решение о возможности или невозможности расширения области применения системы менеджмента организации-заявителя.

Сайты Государственных органов: